ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

История названия п. Долгое уходит в далекий 1782 год. Недалеко от современного райцентра протекает мелкая речушка «Долгий Колодезь», на правом берегу которой была деревня с таким же названием. В 18 веке д. Долгий Колодезь Ливенского уезда входила во владения помещицы Пелагеи Петровны Кривцовой. В 1825 г. генерал-майор Гартунг купил имение у её сыновей - Евграфа Михайловича и Василия Михайловича Кривцовых. Крестьяне называли д. Долгий Колодезь - «Михайловка», по отчеству её владельцев. Старое название Долгий Колодезь постепенно утратилось, и стала деревня Михайловка. В «Экономических примечаниях» к планам Генерального межевания Ливенского уезда, составленных на рубеже 18-19 вв., упоминается деревня Михайловка.

Расположенная «речка Долгий Колодезь на правой стороне, на одной пруд. Дом господский - деревянный; с регулярным садом». (выписка из «Экономических примечаний»).

Возникновение поселка Долгое неразрывно связано с началом строительства в 1896 году железнодорожной ветви Мармыжи - Верховье (Московско – Киевско - Воронежской железной дороги). Из общества крестьян слободы Черкасская Ливенского уезда под строительство железной дороги было отдано 12 дес.1000 кв. сажень земли, а также из владений дворянина В.П. Гартунг - 3 дес. 832 кв. сажени земли. В 1900 году
построена    железно - дорожная    ветвь Мармыжи - Верховье, которая проходила недалеко от деревни Михайловка. Здесь-то и стала станция Долгая. Название взяли от бывшего названия деревни Долгий Колодезь.

Как только установилось регулярное движение поездов по железной дороге Верховье - Мармыжи через ст. Долгая, потянулись сюда предприимчивые люди, купцы. Они строили склады, организовывали ссыпные пункты зерна на станции, закупали зерно у крестьян и отправляли его в города. Здесь предприимчивый мастеровой Юрченко построил паровую мельницу. Одна располагалась к югу от современного здания Госбанка, а вторая там, где расположено здание нарсуда. Мука с мельниц использовалась на месте. Рядом располагалось пекарня Полякова Петра Сергеевича, часть реализовывалась местному населению. Готовые булки реализовывались на месте или на повозке увозились в окрестные села. Появились лавки с различными товарами. Вся жизнь пристанционного поселка была сосредоточена вдоль Привокзальной улицы, улицы им. Орджоникидзе и улицы, им. Свердлова.

Быстро сориентировались купцы Кочановы, жившие в д. Михайловка. Один из братьев Алексей построил дом, где находяться дома заготзерно. На усадьбе МТС жил железнодорожный мастер. На месте современной столовой находился дом и лавка Березина. Рядом с пекарней Полякова жил мастер - пекарь Кательяныч. Это имя помнят многие старожилы. В 1910 году была построена церковь Покрова на средства прихожан и купцов. Через пристанционный поселок пролегал Муравский тракт (тракт пролег по краю Казьминки и этот край называется Муравка), от Старого Оскола через Успенское, через Казъминку по  ул. Октябрьской и далее к пос. Шляхи на Ливны. Тракт был довольно оживленной дорогой. Это способствовало заселению пристанционного поселка. Рядом с трактом поселился Иван Иудович Лунин со своей винополью, которая давала большой доход, а вокруг располагались поля Гартунг. Территория, где находится ст. Долгая и окрестные села входили в Ливанский уезд. В 1928 году был выделен Должанский район и сформирован он был из волостей: Должанской, Кудиновской, Лебедской, Знаменской, Вышнеольшанской. Районный центр был в селе Вышнее - Долгое. Райцентр в с. В - Долгое был расположен в 10 км. от железной дороги и - в 1941году во время Великой Отечественной войны был полностью уничтожен немецкими захватчиками, и все селения вдоль р. Тим были сожжены дотла. Там установилась линия фронта с 1941 - 1942гг.

Занятая площадь под райцентром равнялась 26 га. Село В - Долгое расположено в низком заболоченном месте с поверхностным залеганием грунтовых вод - 50 - 150 см, от поверхности земли. Сгоревшие и разрушенные культурно - бытовые и административные здания были в основном приспособлены из жилых помещений, что не могло удовлетворить и правильно организовать работу Должанского райцентра. Отсутствовала школа, детсад, баня, пожарное депо, сельмаг и другие учреждения.

Учитывая все недостатки расположения старого райцентра, комиссия выбрала новый участок: ориентировочно 50 га, расположенных на расстоянии 0,5 км. ж. дороги ст. Долгая, с востока участок граничил с Муравским трактом Ливны - Ст. Оскол, с юго-востока с промышленным участком МГС, с юго-запада с д. Казьминкой, с северо-запада с д. Михайловка, Деревни Михайловка и Казьминка не были разрешены во время войны. Рельеф нового участка ровный, вода в колодцах вкусная, прозрачная, на глубине 9 - 15 м. На выбранном участке верхний слой грунты черноземный, толщиной 50-70см. подстилающие  горизонты - разновидности глин и песка. Близость участка к ж. дороге и к ст. Долгая решили выбор в пользу нового участка. Для восстановления райцентра потребовалось много стройматериалов. На расстоянии 50 км.  отсутствие транспорта надолго задержало бы восстановление райцентра. Поэтому на новом участке, рядом с ж.д. станцией, между деревнями Казьминка и Михайловка стал расти новый поселок.

Рождение нового райцентра

После освобождения Должанского района от немецких захватчиков 29 января 1943 года, стал вопрос о том, какими средствами возродить районный центр. Во всем районе после оккупации  не осталось никакого транспорта. В начале 1947 года началось оформление и застройка нового участка. Был подобран штат строителей, создан отдел строительства при исполкоме: главный инженер по строительству Николай Степанович Зуйков, землеустроитель Митрофан Анисимович Силаев.

В 1949 году был утвержден генеральный план застройки райцентра, предусматривалось строительство стадиона, парка для отдыха, начальной и средней школ, административных и культурно - бытовых зданий, больницы и жилых зданий. Улицы спланированы строго по сторонам горизонта с севера на юг и с запада на восток. Первые здания в новом райцентре по улице Ленина - дом № 14. В этом здании первоначально размешался райком КПСС. райисполком со всеми отделами. На станции работал медпункт. Население обслуживали фельдшера: Радонская Вера Константиновна и Новосельский Александр.

1950-е годы

В 1950г. началось благоустройство районного центра. Была пробурена глубинная скважина этот "трубчатый колодец" обеспечивал водой население поселка. Сначала воду качали вручную, а в 1956 году был поставлен ветродвигатель, и с его помощью насос подавал воду в водопровод.

Были установлены водозаборные колонки по улице Ленина и улице Калинина. В 1951 году был построен Госбанк, а в 1952 году весь коллектив был переведен в новое здание. Управляющим был Сергеев Павел Васильевич. Построен был банк с помощью коллектива. В выходные дни приходили и безвозмездно работали на строительстве.

В 1952 году входит в эксплуатацию районная больница. Вдохновителем и организатором всех работ была заслуженный врач СССР Лебедь Анна Степановна

В1952 году райисполком со всеми отделами перешел в новое здание по Ленина №2.

В сентябре 1952 года была переведена средняя школа из д. 2-е Озерки в пос. Долгое, во вновь отстроенную начальную школу №20  ул. Ленина. В одном здании мест для учащихся не хватало, и занимались в доме Качановых, в недостроенном здании инкубатора, в частных домах. Руководители района позаботились о людях, приезжавших из дальних селений с просьбами в исполком, райком и т.д. В 1953 году был построен дом для приезжих. В 1954 году начато строительство ж. д. вокзала. Довоенный вокзал был  разрушен. Пассажирам приходилось ютиться в вагоне, поставленном стороне от железной дороги. Вагон был залом ожидания, здесь же билета касса.

В 1953          год был открыт детский сад - ясли в доме по улице Свердлова на
- 15 детей. К 1958 году детсад был расширен, с поступлением новых детей, переведен в д. 5 по улице Ленина

1960-е годы.

В I960 году принято решение райисполкома о завершении электрификации радиофикации поселка.  С  1951  года электричество поступало в дома дизельного двигателя и только до 24 часов, численность населения   росла, необходимо было жилье для рабочих и служащих, которые проживали: в  квартирах, в частных домах деревень Казьминки  и  Михайловки.   Первый двухэтажный дом был построен на ул. Ленина №10. Жители получили отдельные квартиры, небольшие по площади, но в центре поселка. Необходимо было настоящее здание для проведения культурного отдыха молодежи. Haдо было перевести приспособленный сарай в настоящий дом культуры. 1960 году вошел в эксплуатацию районный Дом культуры на 200 мест, в том же году приобрели духовой оркестр.

2 июня 1962 года утвержден акт приемки Должанской средней школы  на 320 ученических мест и 8- квартирный жилой дом для преподавательского состава. Для увеличивающейся численности населения стали строить двухэтажные дома. Так в 60-е годы были построены двухэтажные дома для работников КПСС по ул. Свердлова и по ул. Ленина. В конце 60 гг. начато строительство многоквартирных домов к западу от центра, в связи с чем началось строительство АТС на 500 номеров, и введение его в эксплуатацию. Это было начало телефонизации района.

В 1965 г. вошло в эксплуатацию здание комбината бытового обслуживания. В том же году отпущены средства на строительство музыкальной школы.

В 1967 году принято решение о заготовке строительного материала для дороги с твердым покрытием Долгое – Евланово, с окончанием строительств автодорога Долгое - Ливны в 1972 году.

          В 1967 году были выделены средства на строительство здания исполкома. Здание введено в эксплуатации в 1969 году.

Урожайность крупных колхозов увеличилась, а хранить зерно в колхозах не было возможности. Государство принимает решение построить элеватор союзного значения на юго-востоке Орловской области, в Должанском районе. В январе 1969 года принято решение об отчуждении земли в колхозе "Искра" под строительство элеватора.

Связи райцентра Долгое расширялись, поток людей увеличивался, появилась необходимость связать соседние районы с райцентром. 10 января 1969 года принято решение об отчуждении земель колхозов под строительство автодороги Долгое - Урынок и продолжение до Колпны. Эта работа от начала до окончания продолжалась до 1971г. (1969 - 1971гг.). В 1969г. построено здание библиотеки, намечено строительство типового здания детского сада. Оно вошло в эксплуатацию в феврале 1973г.

1970-е годы

С ростом численности населения увеличился тираж газеты "Знамя труда", Строительство нового здания типографии начато в 1972 году, В том же году начато строительство автозаправочной станции, цеха по техническому обслуживанию машин и оборудовании животноводческих ферм.

В школе растет количество учащихся, поступающих учится из других сел. Появилась необходимость в жилье для учащихся. В 1973 году принято решение строить интернат при школе. В том же году закончено асфальтирование  ул.Ленина, ул. Октябрьская, установлены фонари ночного освещения. Сдан в эксплуатацию торговый центр на 32 рабочих места. Разрешено строительство холодильника в райпо на хранение 100 тонн продукции. К 1974 году закончено асфальтирование  улиц поселка, проведен водопровод, на всех улицах поставлены водозаборные колонки.

14 ноября 1974 года поселок Долгое преобразован в поселок рабочего типа.

1975 год. Вошел в эксплуатацию элеватор мощностью 100тыс. тонн зерна.

1980 годы

В 1980 году начинается строительство газокомпрессорной станции ГКС-30 газопровода Уренгой - Помары - Ужгород. В связи со строительством ГКС -30 на площади 9 га. для обслуживающего персонала идет застройка жилого массива, с магазином на три рабочих места, с домом культуры на 400 мест, гостиницы на 50 мест, банно - прачечным  комбинатом, общежитием на 100 мест. Сегодня это поселок "Финский", входящий в состав п. Долгое. А в 1982 году принято решение на проведение изыскательных работ для проектирования и строительства районной больницы на 240 койка - мест, строительство велось к югу от д. Казьминка на площади 5 га. Территория поселка продолжает расширяться. Построено 15 жилых домов на переулке Школьный. На юг от поселка АО "Сельхозтехника" построили одноквартирные дома для своих рабочих, за железной дорогой в сторону  Козьма - Демьяновки идет застройка пер. Транспортный. В это же время идет застройка жилого массива пер. Дорожный. Дня строительства дорог требовался асфальт и в 1981 году начато строительство асфальтового завода с производством асфальта.

В 1981 году открыто автобусное сообщение Долгое - Урынок – Колпны. Всего  к 1981 году было построено 359 км. дорог.